Некто выхватил серебряный слиток из рук другого. Дело попало на суд к Рабби Ами. Нашёлся один свидетель, который видел, как ответчик выхватил слиток. Однако ответчик утверждал, что "Да, я выхватил слиток, но он был мой изначально". Рабби Ами рассматривал возможные действия:
* Заставить его платить? Но нет необходимых двух свидетелей!
* Освободить от уплаты, используя логику "Зачем ему врать?" - если бы он хотел соврать, он мог бы сказать лучшую ложь и отрицать, что он выхватил слиток? - Это рассуждение не применимо, когда оно отрицает показания одного свидетеля.
* Заставить его поклясться, что он не хватал слиток? - Но он сам сказал, что выхватил его!
* Заставить его поклясться, что слиток действительно его? - Но мы не можем формулировать клятвы для собственых нужд, если они не установлены Торой или Мудрецами.
Рав Абба нашёл решение. Выхвативший слиток попал в ситуцию, где он должен дать клятву, но из-за дополнительных обстоятельств он не может этого сделать. Во всех таких случаях ответчик должен платить, или отдать вещь, из-за которой спор.
Thursday, September 24, 2009
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment