Про человека, который говорит плохо про своего ближнего, Бог говорит, "Тот, кто клевещет на соседа по секрету... его Я не переношу". Как это поправить? Если он может, пусть учит Тору и книги по моральному самоусовершенствованию, если же не может учиться, пусть постарается стать скромнее. Рав Аха возразил, "Плохие слова, раз сказанные, уже неисправимы. Этот совет - только для того, кто хочет остановить себя от них на будущее".
Плохие слова убивают трёх: того, кто говорит, того, кто слушает, и того, о ком говорят. Колокольчики шли по краю одежды первосвященника в Храма, и своим звоном они приносили прощение за плохие слова - но только в случае, когда эти слова ещё не нанесли никому вреда.
Следует укорить друга за плохой поступок, но только если он примет это к сердцу; если же нет - следует промолчать. Рабби Тарфон сказал, что в его поколении уже не было никого, кто мог выслушать упрёк и изменить своё поведение; с следующем поколении никто не мог высказать укор по доброму и в правильной форме. Если следовать идее, что моральный уровень поколений идёт вниз, то сегодня тем более нет ни того, ни другого.
Страдание и фрустрации полезны духовно, какова их минимальная мера? Если ему сделали новую одежду, и она не подходит; другое мнение - если он одел рубашку наизнанку; ещё меньше - если он хотел вынуть три монеты из кармана, а вынул две, и должен лезть в карман ещё раз. Впрочем, если он вынул три монеты и должен положить одну обратно, то это уже не страдание, потому что это не трудно.
Art: Herman Frederik Carel ten Kate - A Humble Question
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment