Monday, January 9, 2012

Бехорот 55 - Иордан и другие реки

Рабби Меир сказал, что животных на разных сторонах реки Иордан не считают вместе для десятины. Рав Аши заметил на это, что если там есть мост, он соединяет их для десятины. Однако если так, то животные по разные стороны границы Израиля тоже должны складываться для десятины, так как они могут пересечь границу - а между тем мы знаем, что в этой ситуации они не складываются?! Рав Хийя предложил другое объяснение - животных не считают вместе, потому что Иордан назван "границей" в Торе. Но тогда любая "граница" должна разделять их, а мы знаем, что граница между коленами не делает этого!? - Рав Хийя вынужден сказать, что слово "земля" объединяет все колена евреев, а Иордан - не земля, а вода.

Иордан называется так, потому что он "йоред ми Дан" - приходит из земли колена Дана. И проистекает Иордан из пещеры Памеас. Почему это важно? - Если кто-либо дал обет не пить воду из пещеры Памеаса, то он не должен пить воды нигде из реки Иордан. Источником же Иордана - как и любой другой реки в мире - является река Эфрат. А для кого это важно? - Для кого-либо, кто даст обет не пить воду из реки Эфрат - он не должен пить никакую воду. Да, но в обетах следуют обычному значению выражений, и оно означает только воду Эфрата!? - Это важно тому, кто дал обет против всех вод, источником которых является река Эфрат.

Но как мы может утверждать, что источник всех вод - река Эфрат, есть есть высокогорные источники вод? - В них вода Эфрата приходит по подземным каналам. А почему это река называется "Эфрат"? - Потому что её воды увеличиваются ("парим" на иврите) как бы сами по себе, из русла реки, а не от дождей. Это учение совпадает с тем, что сказал Шмуэль, что реки получают главную подпитку из своего русла, и противоречит мнению отца Шмуэля - который ограждал отдельную микву для своих дочерей в Эфрате, потому что он полагал, что иногда большая часть вод там - от дождей.

Art: John Robert Keitley Duff - Highland Bridge with Shepherd and Flock

No comments:

Post a Comment