Friday, July 8, 2011

Хулин 11 - Принцип статус кво (хазака) и принцип большинства


Повсюду в Талмуде используются принцип статус кво (хазака) и принцип большинства, и обычно они принимаются как данные и самоочевидные. Оказывается, что у них есть обоснование, основанное на фразах Торы.

Хазака утверждает, что мы может предполагать, что вещи, люди, и факты остаются неизменными с тех пор, как мы последний раз были с ними знакомы, если только у нас нет знаний, опровергающий данную хазаку. Выводится этот принцип из того, как коэн осматривает дом, проверяя его на наличие зараат - духовной проказы. Если на стенах дома коэн находит специфические белые пятна, то он закрывает дом на семь дней и объявляет его в карантине. Однако что даёт ему возможность это сделать? После того, как он осмотрел пятно, он должен направиться к двери, дойти до неё и закрыть её. За это время пятно может изменить цвет или совсем исчезнуть. Не в каждой ситуации он может держать пятно под наблюдением, пока он идёт к двери. Мы должны заключить, что существует принцип хазаки, или статус кво, который позволяет нам считать с уверенностью, что пятно осталось тем же, каким он его в последний раз видел. Теперь, когда этот принцип установлен, мы можем применять его и в других областях закона.

Принцип большинства позволяет считать, что в каждой конкретном случае дело обстоит так же, как в большинстве подобных случаев. Этому принципу Талмуд находит много доказательств, одно из которых следующее. Если сын ударяет родителя так, что появляется кровь, то сын подлежит казни. Однако как мы знаем, что этот человек, которого он называет папой, и на самом деле его отец? Поскольку большинство половых актов жены происходит с её мужем, то принцип большинства позволяет нам считать, что и тот акт, который привёл к зачатию этого сына тоже был с мужем, и что муж жены - это отец их детей. Теперь на основе этого, мы можем применить к сыну законы наказания за рану, нанесённую отцу, и знание это считается настолько несомненным, что мы может казнить сына на его основании.

Art: Peter Vilhelm Ilsted - The Open Door

No comments:

Post a Comment